+ 7 (928) 223-98-65

krkk@investkuban.ru
Краснодар, ул. Красноармейская, д. 36, корп 'D', 3 этаж
14 августа 2017г.
Китайские инвесторы планируют построить в Краснодаре мусороперерабатывающее предприятие

Инвестиционный климат в регионе


Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности. Последовательная работа по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и улучшению инвестиционного климата позволила региону развиваться в предшествующие годы намного динамичнее среднероссийского уровня.


С 2014 года Краснодарский край участвует в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В течение 3 лет край сохраняет в нем 7 место.


Кроме того, в конце 2016 года ведущим национальным рейтинговым агентством «Эксперт-РА» Краснодарский край вновь признан лидирующим субъектом России с наименьшими инвестиционными рисками, а значит лучшими условиями для работы инвесторов. В данную группу регион входит с 2011 года.

В сотрудничестве с Агентством стратегический инициатив разработана и реализуется «дорожная карта» по внедрению лучших управленческих практик улучшения инвестиционного климата. Реализация «дорожной карты» позволила сделать качественный рывок в совершенствовании инвестиционной политики региона, в том числе:

1. Принят пакет важных законодательных инициатив, предусматривающий более совершенный и гибкий механизм налоговых преференций.

2. Создана Корпорация развития Краснодарского края, стратегическим направлением деятельности которой является создание индустриальных парков и промышленных зон на территории региона.

3. Утвержден порядок сопровождения инвестиционных проектов.

За прошедший год в Краснодарском крае повысилось качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса. В 2017 году совместно с одной из крупнейших консалтинговых компаний разработан «Путеводитель инвестора», который содержит пошаговые инструкции по прохождению различных административных процедур при реализации инвестиционных проектов на территории региона. Путеводитель был презентован в рамках Российского инвестиционного форума в г. Сочи в феврале 2017 года.

Скачать путеводитель инвестора

Приоритетные отрасли для привлечения инвестиций в экономику Краснодарского края:
- тяжелая и легкая промышленность
- агропромышленной комплекс
- виноделие 
- курорты и туризм
- транспортный комплекс 
- строительство 
- топливно-энергетический комплекс
- информационные технологии 

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата

 

Региональный инвестиционный Стандарт – ключевой проект Агентства стратегических инициатив (АСИ) по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах.

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее – Стандарт) включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.

В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения.

В 2012 году Стандарт внедрялся в 11 пилотных регионах. 27 декабря 2012 года в ходе заседания Государственного совета Российской Федерации рассмотрен и признан успешным опыт пилотного внедрения Стандарта.

Согласно Перечню поручений Президента Российской Федерации по итогам Госсовета Стандарт стал обязательным для внедрения всеми регионами страны.

С начала 2013 года АСИ приступило к масштабированию Стандарта.

Методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп осуществляет АСИ.

Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края является ответственным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим координацию работы по внедрению Стандарта.

В целях исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № Пр-144ГС министерством организована следующая работа:

  • разработан пошаговый план мероприятий (Дорожная карта) по внедрению в Краснодарском крае Стандарта АСИ;
  • за исполнением каждого отдельного требования Стандарта закреплены ответственные органы исполнительной власти Краснодарского края, которые объединены в рабочую группу (Проектный офис);
  • Дорожная карта и Проектный офис утверждены распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2013 года № 770-р.

По состоянию на 10 декабря 2014 года комплексная работа по внедрению в Краснодарском крае Стандарта завершена.

В течение 2013-2014 гг. состоялось 18 совместных заседаний Проектного офиса и членов Экспертной группы, осуществляющих контроль качества исполнения отдельных требований Стандарта.

С 2015 года исполнительные органы государственной власти Краснодарского края приступают к мониторингу результатов внедрения Стандарта.

Внедрение разделов стандарта в Краснодарском крае

п/п

Наименование

требования Стандарта

Выполненные мероприятия

1

Утверждение высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной стратегии региона

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" принятие Инвестиционной стратегии Краснодарского края в качестве отдельного документа не представляется возможным.

Основные положения разработанного проекта Инвестиционной стратегии Краснодарского края утверждены в качестве раздела Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (Закон Краснодарского края от 28 ноября 2014 года № 3061-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края 
"О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года").

Презентационная версия Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2020 года размещена на официальном инвестиционном портале Краснодарского края в сети "Интернет" (www.investkuban.ru)/

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

2

Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе

План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Краснодарском крае на 2014-2016 годы (далее – План) утвержден на заседании Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае (резолюция заседания от 15 апреля 2014 года).

План размещен на официальном Интернет-сайте министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края http://investkuban.ru/.

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

3

Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ "Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ"

Ежегодное послание главы администрации (губернатора) Краснодарского края "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Краснодарского края" (далее – Послание) предусмотрено Законом Краснодарского края 
от 2 июля 2004 года № 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".

В 2014 году Послание размещено на официальном сайте администрации Краснодарского края (http://admkrai.kuban.ru/) в разделе "Статьи".

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

4

Принятие НПА субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности

Принят Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".

В рамках внедрения Стандарта в соответствии с предложениями экспертной группы указанный Закон был значительно усовершенствован (Закон Краснодарского края от 28 ноября 2014 года № 3056-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае").

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

5

Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата

Комиссия по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае (далее – Комиссия) создана в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 сентября 2011 года 
№ 1080 "О некоторых мерах по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае".

Председателем Комиссии является глава администрации (губернатор) Краснодарского края.

В состав Комиссии входят представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и предпринимательского сообщества Краснодарского края, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае. В 2014 году проведено 3 очных заседания Комиссии.

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

6

Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по привлечению инвестиций и работе с инвесторами является министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

Дополнительно по инициативе членов Экспертной группы функцию специализированной организации будет выполнять некоммерческое партнерство "Агентство содействия инвестированию и развитию инноваций", основная деятельность которого будет направлена на работу с инвесторами, привлечению инвестиций в регион и сопровождение инвестиционных проектов.

Принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 декабря 2014 года 
№ 442-р "О выполнении некоммерческим партнерством "Агентство содействия инвестированию и развитию инноваций" деятельности по привлечению инвестиций в экономику Краснодарского края и сопровождению инвестиционных проектов на территории Краснодарского края и об участии представителей отдельных органов государственной власти Краснодарского края в его коллегиальном органе управления".

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

7

Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков)

Принято постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 октября 2014 года № 1272-П 
"О присвоении статуса "технопарк" имущественному комплексу общества с ограниченной ответственностью "Инженерно Исследовательский Центр Нефти и Газа"

Данный технопарк создан с целью стимулирования развития нефтегазового сектора экономики Краснодарского края путем создания технических условий для развития новых исследовательских организаций и перерабатывающих производств в сфере нефте- и газопереработки и нефтехимии.

ООО "ИИЦНГ", выступая в роли управляющей компании, привлекает и размещает резидентов на своей территории, предоставляет производственные и офисные площади, оборудование и другие ресурсы и услуги, необходимые для организации деятельности всех резидентов.

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

8

Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов

Прогноз потребностей регионального рынка труда в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 августа 2012 года № 703-р 
"О системе среднесрочного прогнозирования дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах и разработке прогноза баланса трудовых ресурсов", которым утвержден порядок формирования прогноза дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах на среднесрочную перспективу

В Краснодарском крае существует прогноз потребностей регионального рынка труда до 2018 года (далее – Прогноз). Прогноз основан на изучении потребностей инвесторов (в том числе опросы).

Прогноз размещен в сети Интернет на официальном сайте департамента труда и занятости населения Краснодарского края (http://www.kubzan.ru).

Комплекс мер, направленных на развитие системы профессионального образования Краснодарского края реализуется в рамках подпрограммы "Развитие профессионального образования" государственной программы Краснодарского края "Развитие образования", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2013 года № 1180".

В Краснодарском крае создана система переподготовки и трудоустройства выпускников специальностей, невостребованных на рынке труда. Данная система выстраивается целиком и полностью на добровольной основе.

В помощь выпускникам в учреждениях профессионального образования созданы 128 центров содействия трудоустройству выпускников, в том числе 47 на базе вузов, 43 на базе учреждений среднего профессионального образования и 38 на базе учреждений начального профессионального образования. Кроме этого разработаны системы информирования абитуриентов о трудоустройстве выпускников прошлых лет. Информация размещена на сайтах образовательных учреждений. Эта деятельность осуществляется в рамках управления качеством подготовки специалистов и является составной частью региональной системы управления качеством профессионального образования.

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

9

Создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации

В сети Интернет с 2007 года функционирует официальный сайт министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края – инвестиционный портал Краснодарского края (www.investkuban.ru), который интегрирован с инвестиционными порталами 44 муниципальных образований Краснодарского края.

На сайте размещена и постоянно обновляется следующая информация: база инвестиционных предложений; законодательные и нормативно-правовые акты, действующие в сфере инвестиций; методические материалы для инвесторов; информация о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства; оперативная информация (новости); презентационные материалы и статистические данные. Инвестиционный портал Краснодарского края работает в 2-х языковых версиях: русской и английской.

В 2014 году осуществлена качественная модернизация инвестиционного портала Краснодарского края.

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

10

Наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна"

28 ноября 2014 года принят Закон Краснодарского края № 3056-КЗ, предусматривающий внесение следующих изменений в Закон Краснодарского края "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае":

1) На территории Краснодарского края осуществляется сопровождение инвестиционных проектов посредством деятельности:

- некоммерческих организаций;

- межведомственных коллегиальных органов, образованных при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, органах исполнительной власти Краснодарского края.

2) Сопровождением инвестиционных проектов в отношениях, регулируемых настоящим Законом, является также деятельность исполнительных органов государственной власти Краснодарского края по исполнению обязательств, принятых ими в заключенных с инвесторами протоколах о намерениях в соответствии с настоящим Законом.

В Краснодарском крае функционирует некоммерческое партнерство "Агентство содействия инвестированию и развитию инноваций", основная деятельность которого будет направлена также на сопровождение инвестиционных проектов.

Принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 декабря 2014 года 
№ 442-р "О выполнении некоммерческим партнерством "Агентство содействия инвестированию и развитию инноваций" деятельности по привлечению инвестиций в экономику Краснодарского края и сопровождению инвестиционных проектов на территории Краснодарского края и об участии представителей отдельных органов государственной власти Краснодарского края в его коллегиальном органе управления".

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

11

Принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной декларации региона

Инвестиционный меморандум Краснодарского края утвержден главой администрации (губернатором) Краснодарского края 11 ноября 2013 года и размещен на официальном Интернет-сайте министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (www.investkuban.ru).

Инвестиционный меморандум Краснодарского края включает следующие основные положения:

- основные задачи органов исполнительной власти Краснодарского края в сфере инвестиционной деятельности;

- принципы взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности;

- основные направления реализации инвестиционной политики Краснодарского края;

- гарантии прав субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и меры их поддержки.

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

12

Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность

В Краснодарском крае принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 года № 1551"Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края".

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

13

Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов РФ и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 августа 2009 года № 745 "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы в администрации Краснодарского края" для всех государственных гражданских служащих Краснодарского края утверждены обязательные требования к профессиональным знаниям и навыкам, которым должны соответствовать государственные гражданские служащие Краснодарского края как администрации Краснодарского края, так и иных органов исполнительной власти Краснодарского края, согласно замещаемым должностям, в соответствии с категориями и группами должностей.

Дополнительно принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2014 года № 303-р "Об оценке эффективности деятельности руководителей отдельных органов исполнительной власти Краснодарского края по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и повышении компетентности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Краснодарского края, в привлечении инвестиций и работе с инвесторами"

В рамках внедрения требований Стандарта министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края совместно с управлением кадровой политики департамента внутренней политики администрации Краснодарского края в 2013 году организовано повышение квалификации государственных гражданских служащих министерства, взаимодействующих с инвесторами, на тему: "Привлечение инвестиций и работа с инвесторами".

На базе ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет" в период с 1 по 15 октября 2013 года повышение квалификации прошли 20 государственных гражданских служащих министерства, с 30 июня по 5 июля 2014 года - еще 30 государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

14

Включение представителя потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов – региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества

В Краснодарском крае в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 20 августа 2002 № 964 образован Экспертный совет по ценовой и тарифной политике Краснодарского края, основной целью которого является совершенствование региональной политики государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных, локальных монополий и других сфер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав Экспертного совета по ценовой и тарифной политике Краснодарского края были включены следующие представители предпринимательского сообщества Краснодарского края, являющиеся потребителями энергоресурсов:

- Кругликов Олег Геннадьевич, руководитель отдела ККОО "Ассоциация малого и среднего предпринимательства" (член Экспертной группы по внедрению Стандарта);

- Смаглюк Александр Александрович - генеральный директор ООО "Автономная теплоэнергетическая компания";

- Спасов Александр Валентинович - генеральный директор ОАО "Кубанское ипотечное агентство";

- Черномаз Сергей Николаевич - руководитель комитета по взаимодействию с банковским сектором КООО МСП "Опора России".

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

15

Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта РФ для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов

В сети Интернет создан официальный сайт администрации Краснодарского края (www.admkrai.krasnodar.ru) и сайт главы администрации (губернатора) Краснодарского края А.Н.Ткачева (www.antkachev.ru), сервис которых предусматривает возможность направления инвесторами вопросов, связанных с осуществлением в Краснодарском крае инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Кроме того, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 сентября 2011 года № 1080 "О некоторых мерах по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае" в регионе функционирует "горячая линия" по вопросам улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае. Консультирование инвесторов производится по телефону: (861) 279-01-97.

Порядок работы "горячей линии" утвержден приказом министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 10 ноября 2011 года № 280 "Об организации работы "горячей линии" по вопросам улучшения инвестиционного климата в Краснодарском крае и ведения журнала учета обращений инвесторов".

Оценка Экспертной группы: требование выполнено полностью.

 

Реализация майских указов президента РФ

Информация
о достижении отдельных целевых показателей социально-экономического развития, 

установленных указами Президента Российской Федерации, на территории Краснодарского края
(на 1 марта 2015 года)

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" одним из показателей социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2018 года определен показатель "Увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году".

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 ноября 2012 года № 1136 "О мерах по реализации отдельных указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года на территории Краснодарского края" для региона целевые значения показателя "доля инвестиций в ВРП" определены на уровне: не менее 30% к 2015 году и 33% - к 2018 году.

Ответственным исполнителем по достижению данного показателя является министерство экономики Краснодарского края как орган, ответственный за реализацию инвестиционной политики на территории региона (далее министерство).

В результате комплекса мер, реализуемых министерством в целях продвижения инвестиционного потенциала Краснодарского края на внешние и внутренние рынки, регион на протяжении целого ряда лет стабильно удерживает позиции одного из наиболее инвестиционно привлекательных регионов в России, а в Южном федеральном округе является лидером по объемам привлекаемых инвестиций.

В результате, только за последние три года (2012-2014гг.) в экономику края привлечено инвестиций на общую сумму более 2,4трлн рублей.

Так, в 2014 году этот показатель составил по краю 41,9% от ВРП (при объеме инвестиций 693,2млрдрублей и величине ВРП 1,6 трлн рублей).

В 2015 году, по прогнозу, этот показатель составит около 40,3% (при объеме инвестиций 705,4 млрдрублей и величине ВРП 1,7трлн рублей).

 

*Самыми привлекательными для инвестиционных вложений организаций по итогам 2014 года являлись следующие направления:

транспорт и связь – 207,7 млрд рублей (инвестиции в отрасль составляли 38% от общекраевого объема инвестиций);

обрабатывающие производства – 112,7 млрд рублей (20,6%);

производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 21,5 млрд рублей (3,9%);

развитие сельского хозяйства – 19,6 млрд рублей (3,6%);

По итогам 2014 года на территории Краснодарского края реализовано 67 крупных (стоимостью свыше 100 млн рублей) проектов на общую сумму 87,4 млрд рублей.

В результате завершения реализации указанных проектов создано более 6 тыс. новых рабочих мест. Налоговые поступления во все уровни бюджета от их реализации оцениваются в сумме 3,4 млрд рублей.

 

В Краснодарском крае продолжается работа по реализации целого ряда мероприятий, направленных на увеличение объема привлеченных инвестиций в экономику региона.

Региональный инвестиционный Стандарт.

В период 2013-2014 гг. в Краснодарском крае в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года № Пр-144ГС выполнена работа по внедрению "Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе" (далее - Стандарт), разработанного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых инвестиционных проектов" (далее - Агентство).

Стандарт состоит из 15-ти требований, направленных на институциональные изменения бизнес-среды в регионах.

В рамках вышеуказанной работы был подготовлен пошаговый план мероприятий (Дорожная карта) по внедрению в Краснодарском крае Стандарта, за исполнением каждого требования Стандарта закреплены ответственные органы исполнительной власти Краснодарского края, которые объединены в рабочую группу (Проектный офис).

Дорожная карта и Проектный офис утверждены распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2013 года № 770-р.

Для осуществления мониторинга и оценки качества внедрения Стандарта Агентством сформирована Экспертная группа, в состав которой вошли представители краевых общественных предпринимательских объединений (Опора России, Ассоциация Европейского бизнеса, Ассоциация малого и среднего предпринимательства) и крупного бизнеса (Нестле Кубань, Филип Морис Кубань), субъекты малого и среднего предпринимательства.

В общей сложности в 2013 – 2014 гг. в Краснодарском крае проведено 18 заседаний Экспертной группы, в рамках которых эксперты ознакомились с результатами работы по отдельным требованиям Стандарта, заслушаны доклады представителей органов исполнительной власти Краснодарского края, ответственных за их исполнение.

К декабрю 2014 года в Краснодарском крае обеспечено внедрение всех 15-ти требований.

В марте 2014 года во 2-м чтении депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края принят Закон Краснодарского края, предусматривающий внесение изменений в Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".

Вышеуказанным Законом определены условия оказания государственной поддержки за счет средств регионального инвестиционного фонда, установлена одна из форм оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края – предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Разработан План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры на 2014-2016 годы (далее – План), который утвержден 15 апреля 2014 года на заседании Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае.

Принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 января 2014 года № 30 "О формировании и ежегодном обновлении Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Краснодарском крае", в соответствии с которым ежегодно органы исполнительной власти Краснодарского края обязаны формировать (обновлять) План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Краснодарском крае.

Для отображения инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в соответствии с требованием Стандарта министерством запущена на Инвестиционном портале Краснодарского края (http://map.investkuban.ru) интерактивная инвестиционная карта Краснодарского края. Это позволит потенциальным инвесторам получить информацию о запланированных к созданию объектах с учетом их привязки к населенным пунктам Краснодарского края. В целях расширения функционала интерактивной карты Краснодарского края и визуализации всех возможностей, которыми могут воспользоваться потенциальные инвесторы, интерактивная инвестиционная карта Краснодарского края дополнена разделом об инвестиционных предложениях Краснодарского края.

Принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2014 года № 303-р "Об оценке эффективности деятельности руководителей отдельных органов исполнительной власти Краснодарского края по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и повышении компетентности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Краснодарского края, в привлечении инвестиций и работе с инвесторами".

Министерством разработана инвестиционная стратегия Краснодарского края, основные положения которой утверждены в качестве раздела Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (Закон Краснодарского края от 28 ноября 2014 года № 3061-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года").

Презентационная версия Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2020 года размещена на официальном инвестиционном портале Краснодарского края в сети "Интернет" (www.investkuban.ru).

В 2014 году организовано 3 заседания Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае (далее - Комиссия). Состав Комиссии расширен за счет включения в нее представителейобщественных объединений и предпринимательского сообщества Краснодарского края.

Дополнительно по инициативе членов Экспертной группы с 2014 года функцию специализированной организации будет выполнять некоммерческое партнерство "Агентство содействия инвестированию и развитию инноваций", основная деятельность которого будет направлена на работу с инвесторами, привлечению инвестиций в регион и сопровождение инвестиционных проектов.

Принято соответствующее распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 декабря 2014 года № 442-р

"О выполнении некоммерческим партнерством "Агентство содействия инвестированию и развитию инноваций" деятельности по привлечению инвестиций в экономику Краснодарского края и сопровождению инвестиционных проектов на территории Краснодарского края и об участии представителей отдельных органов государственной власти Краснодарского края в его коллегиальном органе управления".

Принято постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 октября 2014 года № 1272-П "О присвоении статуса "технопарк" имущественному комплексу общества с ограниченной ответственностью "Инженерно Исследовательский Центр Нефти и Газа".

Данный технопарк создан с целью стимулирования развития нефтегазового сектора экономики Краснодарского края путем создания технических условий для развития новых исследовательских организаций и перерабатывающих производств в сфере нефте- и газопереработки и нефтехимии.

В настоящее время из 85 субъектов Российской Федерации Стандарт внедрен в 54 регионах.

В соответствии с методическими рекомендациями Агентства субъекты Российской Федерации, завершившие внедрение Стандарта, в 2015 году приступают к организации мониторинга результатов его внедрения.

Участие в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

В апреле – мае 2014 года по инициативе Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и поддержке Президента Российской Федерации проведена пилотная апробация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 21 субъекте Российской Федерации из 8 федеральных округов. По итогам проведения Национального рейтинга Краснодарский край занял 7 место.

Результаты Рейтинга позволили выявить наиболее "узкие места" с точки зрения инвесторов и предпринимателей, влияющие на состояние инвестиционного климата в регионе и развитие предпринимательской деятельности.

Итоги Рейтинга широко обсуждались с представителями Агентства стратегических инициатив, общественных объединений, органами исполнительной власти и государственными органами Краснодарского края, институтами финансовой поддержки, а также органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края.

Исходя из рекомендаций Агентства по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации сегодня мы должны взять на вооружение передовые наработки и лучшие практики таких регионов, как Калужская область, республика Татарстан, Ленинградская область, Ульяновская область.

С учетом опыта этих регионов разработан план мероприятий ("дорожная карта") по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Краснодарском крае, который планируется утвердить распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Дорожной картой определены основные направления, на которых необходимо сконцентрировать усилия региональных властей для улучшения инвестиционного климата в крае.

Так, в частности, предлагается комплекс мероприятий, направленных на стандартизацию перечня процедур и сокращение сроков получения технологических условий на подключение к объектам инженерной инфраструктуры (водоснабжения и водоотведения, электрические сети), а также необходимых разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

Кроме того, в целях повышения информированности субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в 2015 году планируется создание на Инвестиционном портале Краснодарского края и официальных сайтах администраций городских округов и муниципальных районов Краснодарского края раздела "Пошаговый алгоритм формирования и подачи заявки на получение технических условий подключения к сетям инженерной инфраструктуры, разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию".

В настоящее время Краснодарский край принимает участие в полномасштабном развертывании Национального рейтинга.

Послание главы администрации (губернатора) Краснодарского края

Текс выступления:

Уважаемые коллеги! Разговор сегодня пойдёт о мерах по обеспечению устойчивости экономики Краснодарского края и его социальной стабильности в 2015 году. 11 февраля я подписал краевой антикризисный план. В нём 86 пунктов и на его реализацию предусмотрено почти 7 миллиардов рублей (6,6 млрд. руб.). В плане обозначены стимулирующие меры, в том числе господдержка, практически по всем секторам экономики. Каждый рубль будет использоваться максимально эффективно.

План открыт для обсуждения – каждый из вас может ознакомиться с ним в Интернете и при желании предложить свои корректировки.

На прошлой неделе я провёл серию встреч в Правительстве Российской Федерации в Москве. Было важно понять, как между регионами будут распределяться средства, предусмотренные на реализацию правительственного антикризисного плана. В целом, по ряду направлений уже достигнуты договорённости. Край получит средства на стабилизацию банковской системы, на повышение доступности кредитных ресурсов для предприятий и граждан, поддержку малого и среднего бизнеса.

 

Однако нужно понимать – Правительство не будет до бесконечности вливать в край дополнительные финансовые ресурсы. В нынешних условиях мы сами должны активнее действовать, оперативно принимать решения, искать новые подходы к дальнейшему развитию экономики. Каждый на своём участке работы должен быть максимально эффективным и работать на результат.

Отсидеться не получится, сразу предупреждаю. Бюджет этого года принят с дефицитом, и сегодня нет важнее вопроса – чем мы будем восполнять этот дефицит. Об экономике должны всерьёз заговорить не только в крупных городах края, но и в каждом сельском поселении. Я уверен, резервы для роста есть везде. Каждый муниципалитет до 1 апреля должен представить собственный антикризисный план. Также я прошу ускорить работу по внедрению системы стратегического планирования социально-экономического развития региона. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" принят ещё в июне прошлого года, а мы до сих пор топчемся на стадии разработки правовых актов.

Считаю, с нашим опытом по социально-экономическому развитию края, с нашими конкурентными преимуществами, с трудовыми резервами – нужно ставить задачи максимум. Не просто удержать экономические показатели на нынешнем уровне, а обеспечить рост валового регионального продукта в 2015 году.

Для этого у нас есть все условия. Экономика Краснодарского края высоко диверсифицирована, не так сильно зависима от изменения цен на сырьевые ресурсы, имеет мощный потенциал по импортозамещению в сфере АПК, туризме, в производстве строительных материалов и так далее.

Вспомните, даже в период стагнации (застоя) российской экономики (с 2012 по 2014 годы) ВРП Краснодарского края демонстрировал рост. В кризис 2008-2009 года кубанская экономика также оставалась стабильной. В прошлом году валовый региональный продукт Кубани превысил 1,6 трлн. рублей, нарастив объем почти на 1%. А в целом, за пять посткризисных лет кубанский ВРП вырос на 21,5 %. Это на семь процентов выше среднероссийских темпов развития за аналогичный период. Заданную планку необходимо держать!

 

Теперь о конкретных задачах.

Поддержка реального сектора экономики.

В первую очередь, речь о малом и среднем бизнесе – главном источнике собственных доходов местных бюджетов. Сегодня доля таких предприятий в ВРП края – свыше 26%, а должна быть не менее 50% – как в развитых экономиках мира. Поэтому развитию малого бизнеса в текущем году в крае будет уделено особое внимание. На поддержку малого и среднего предпринимательства мы предусмотрели более 700 миллионов рублей. Это в 3 раза больше, чем в прошлом году. Эти средства пойдут, прежде всего, на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и компенсацию первоначального взноса по лизинговым платежам.

Приоритет предлагаю отдать наукоёмким предприятиям и фермерам – сегодня это самые востребованные направления.

Кроме того, для малого и среднего бизнеса в крае будет введён целый пакет налоговых преференций. Для впервые зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей будут введены каникулы – по налогам и проверкам. Это касается тех, кто занимается производством, работает в социальной и научной сферах. Также будут введены преференции по единому налогу на вмененный доход и "упрощенке". Напоминаю – этот законопроект как можно быстрее должен поступить на рассмотрение в Законодательное собрание края.

Помимо этого в регионе будет до 20 % увеличен объем гос. закупок у субъектов малого предпринимательства (федеральный закон устанавливает планку не менее 15%).

Поддержка промышленных предприятий – также один из важнейших пунктов региональной антикризисной программы. Именно промышленность в ближайшие годы должна стать самой динамичной точкой роста краевой экономики. Тем более, Кубань уже два года является лидером в ЮФО по объемам промышленного производства. В 2014 году кубанская промышленность произвела продукции на 150 млрд. рублей больше, чем Ростовская область. Мы намерены сохранить лидерство!

Приоритет – развитию индустриальных парков, созданию в муниципалитетах доступной инфраструктуры для размещения производственных предприятий. На эти цели в бюджете предусмотрено порядка 200 млн. рублей. При этом, уверен, индустриальные парки могут успешно развиваться и за счёт частных инвесторов. Задача муниципальных властей – сделать бизнесу максимально выгодное предложение, обеспечить уникальные условия работы, льготы. Опыт показывает, там, где главы муниципалитетов лично занимаются привлечением инвесторов, общаются с бизнесом и вникают в его проблемы, берегут как родного каждого предпринимателя – там всегда хорошие экономические показатели.

Так – более чем в полтора раза выросло промышленное производство в Тбилисском, Славянском и Туапсинском районах. Значительно нарастили объемы промышленники Белореченского, Кореновскиого и Каневского районов. Я уже не говорю о признанных лидерах – Краснодаре, Новороссийске, Армавире, Абинске. Я не знаю, чего ждут остальные муниципалитеты! Если предприятий нет – их нужно создавать.

Также поручаю министерству промышленности и региональной энергетической комиссии обеспечить максимальное ускорение процесса присоединения компаний к сетям электро- и газоснабжения. Особенно актуально это для малого бизнеса. Четыре месяца как сейчас – просто за гранью разумного!

Не менее важный пункт краевой антикризисной программы – поддержка и развитие предприятий АПК. На этот сектор экономики приходится более 18% краевого ВРП. Чтобы выполнить задачу по импортозамещению в первую очередь мы будем увеличивать объемы овощеводства и садоводства. В этом году мы планируем расширить площади орошаемых земель под выращивание овощей на открытом грунте и выйти на уровень производства не менее чем 800 тысяч тонн овощей в год. Помимо этого в крае реализуется целый ряд проектов по строительству тепличных комплексов.

 

Близится к завершению строительство тепличного комбината для овощей и ягод в Белореченском районе – его мощность практически пять тысяч тонн в год. Ещё один успешный проект реализуется в Динском районе. Здесь строится вторая очередь теплиц с использованием энергосберегающих технологий для круглогодичного выращивания овощей и зелени. Он будет ежегодно производить около 70 тысяч тонн овощей для внутреннего рынка.

Особое внимание развитию садоводства. Еще в прошлом году нам удалось изыскать из краевого бюджета на поддержку садоводства дополнительные 350 миллионов рублей.

Ещё 150 миллионов рублей в антикризисном плане предусмотрено на развитие инфраструктуры сбыта и хранения сельхоз продукции. Минсельхозом края уже подготовлена концепция строительства сельскохозяйственных логистических центров и модернизации всей производственно-заготовительной отрасли. По ней предполагается создание как минимум семи оптово-распределительных центров овощного и плодового направления с возможностью длительного хранения продукции, переработки и фасовки.

 

Однако в ряде муниципалитетов края функционируют частные логистические комплексы – дальновидные предприниматели и фермеры сами построили их для хранения и перевозок собственных урожаев, продукции своих производителей-соседей. Этот опыт нужно внедрять в каждом районе края. Поручаю министерству сельского хозяйства совместно с муниципалитетами максимально активизировать работу по расширению сети логистических центров с привлечением сельхоз. производителей. И повторяю – до конца этого года нужен конкретный результат, а не обещания и планы.

 

Необходимо наращивать долю кубанских товаров на внутреннем рынке. Для реализации этой задачи поручаю разработать краевую программу импортозамещения. Министерство сельского хозяйства и министерство промышленности должны как можно быстрее приступить к её разработке. В программе должны быть предусмотрены не только меры поддержки агропромышленного комплекса – она должна обеспечивать комплексное развитие экономики, развитие предприятий пищевой промышленности, станкостроения, легкой промышленности. К разработке прошу привлечь бизнес, деловое и экспертное сообщество края – обращаю на это ваше внимание.

Конечно, мы понимаем, что достичь заметных результатов в импортозамещении без привлечения инвестиций – невозможно. Поэтому в антикризисном плане развития экономики в этом году мы предусмотрели средства на сопровождение и реализацию 38 инвестиционных проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства и туризма. Также в этом году нам необходимо завершить строительство уже начатых производственных и торговых объектов. Нельзя допустить их замораживания на неопределённый срок.

 

С каждым из "приоритетных" инвесторов руководители отраслевых министерств и главы муниципалитетов должны провести личные встречи, выяснить круг проблем, помочь с кредитованием, подключением к сетям и т.д. Запуск уже начатых проектов –персональная зона ответственности глав городов и районов.

 

Инвест. проекты, не касающиеся импортозамещения, также не останутся без внимания. Сейчас на Кубани реализуется порядка 200 инвест. проектов на общую сумму свыше одного триллиона рублей. В этом году должен быть завершён 41 проект на общую сумму более 50 млрд. рублей.

(В прошлом году в крае было реализовано более 68 крупных инвестиционных проектов на общую сумму свыше 87 млрд. рублей. Это позволило создать более 6 тыс. новых рабочих мест и увеличить налоговые поступления во все уровни бюджета на 3,3 млрд. рублей).

 

Теперь о курортах.

По доходам от туристической отрасли мы первые в стране, по количеству отдыхающих – тоже. В этом году по нашим подсчётам отрасль может вырасти от 25 до 40%, турпоток увеличится до 15 миллионов человек.

С огромным плюсом должен завершиться первый зимний сезон в Сочи. В Новый год, 23 февраля – мы уже наблюдали здесь настоящие аншлаги, на 8 марта – тоже всё уже выкуплено. Сейчас крупнейшие российские туроператоры активно скупают в Сочи летний сезон – ещё немного и мест в гостиницах не останется. Вообще, будущим летом все кубанские курорты будут трещать по швам – это уже очевидно. Нужны новые гостиницы, новые пляжи. В крае 1200 км прибрежной полосы, а для цивилизованного отдыха пригодны всего лишь десять процентов. И те в сезон забиты так, что людям порой даже присесть негде.

При этом в мировой практике немало удачных примеров успешного освоения труднодоступных пляжей и расширения береговой территории. Это и строительство понтонов, создание искусственных пляжей, облагораживание берегов с затруднённым входом в воду. И почему бездействуют наши муниципалитеты, мне лично непонятно. У нас в крае за прошлый год появился только один новый пляж – в поселке Мысхако протяженностью 370 метров.

Поручаю главам курортных муниципалитетов в кратчайшие сроки проработать с предпринимателями меры по увеличению протяжённости благоустроенных пляжей.

Курортный сезон не за горами – если мы хотим, чтобы люди к нам вернулись на следующий год, мы просто обязаны им обеспечить комфортный и цивилизованный отдых не только в отелях, но и на пляжах. Министерство курортов прошу активно включиться в эту работу – проведите встречи с предпринимателями, выслушайте их мнение, предложите льготные условия сотрудничества на период кризиса.

Отдельно хочу сказать о новом горноклиматическом курорте Лаго-Наки. Уже в ближайшем будущем на плато появится полноценный горнолыжный курорт, ничуть не уступающий сочинским.

На начальном этапе в горнолыжную инфраструктуру войдут 14 канатных дорог и 35 горнолыжных трасс, которые позволят курорту ежегодно принимать 500 тысяч туристов. Экономический успех сочинских горнолыжных курортов подтолкнул нас к решению развивать Лаго-Наки самостоятельно – за счёт средств краевого бюджета. До конца текущего года мы дорстроим дорогу от станицы Нижегородской до посёлка Мезмай. В целом на поддержку курортной отрасли, в том числе, на создание новых туристических кластеров в текущем году, предусмотрено более пятисот пятидесяти миллионов рублей. И еще порядка семисот семидесяти миллионов предстоит изыскать в качестве дополнительного финансирования.

Нельзя забывать и об альтернативном туризме, событийном, этническом, или, например, "винном". На Кубани работают порядка 40 винных заводов с громкими именами: "Лефкадия", "Мысхако", "Шато ле Гран Восток", "Фанагория", "Абрау-Дюрсо", "Шато Тамань", "Кубань-Вино". Все это удивительно красивые места с интересной историей. Они могут стать настоящей Меккой для ценителей хороших вин.

 

Еще один пункт антикризисного плана, о котором я бы хотел сегодня сказать – это поддержка строительной отрасли и, прежде всего, жилищного строительства.

В этой сфере деятельности по итогам прошлого года мы поставили очередной рекорд – построили почти 5 млн. квадратных метров жилья. Это на 300 тыс. кв. метров больше, чем во всех субъектах ЮФО вместе взятых. Наша задача не допустить, чтобы кризис уничтожил механизм ипотечного кредитования. Иначе для многих кубанских семей собственное жильё так и останется несбыточной мечтой, а строительная отрасль края окажется под двойным ударом – из-за сокращения платёжеспособного спроса и проблем с привлечением финансирования.

 

Как я уже говорил в начале своего выступления, на поддержку рынка ипотечного кредитования в краевом антикризисном плане предусмотрено более семисот пятидесяти миллионов рублей. Кроме того, Президент поручил Правительству России рассмотреть вопрос снижения ипотечных ставок до 12%. И, конечно же, мы не будем сворачивать проекты по строительству жилья эконом класса с фиксированной стоимостью в 35 тысяч рублей. Такого жилья в 2015 году должно быть построено не менее двух миллионов квадратных метров.

 

Теперь о самом главном – о бюджете

 

Минувший бюджетный год в целом мы завершили позитивно. По объему доходов край по-прежнему пятая экономика в стране – в консолидированный бюджет края поступило 200 миллиардов рублей (200,6 млрд. рублей) собственных доходов. В 2015 году нам необходимо мобилизовать не менее 210 миллиардов налоговых и неналоговых доходов. Это задача номер один. Для её решения мы будем расширять налогооблагаемую базу и увеличивать неналоговые доходы.

Это значит, что каждый отдельно взятый муниципалитет должен выйти на качественно новый уровень управления государственной собственностью и земельными ресурсами. Проще говоря, досконально изучить имеющиеся резервы налогооблагаемой базы. Также органам местного самоуправления необходимо снижать зависимость местных бюджетов от заемных средств, уменьшать долговую нагрузку на бюджеты. Обращаю ваше внимание, что в крае сегодня просроченная кредиторская задолженность по местным бюджетам составляет уже почти полтора миллиарда рублей (1,3 млрд. рублей).

 

Муниципалитетам, краевым органам власти предстоит кардинально пересмотреть подходы к формированию расходной части бюджета, оптимизировать её. Неэффективные затраты необходимо исключить. Никаких раздутых штатов на местах, дорогих машин и элитной мебели для чиновничьих кабинетов. Ответ будете держать за каждую неэффективно потраченную копейку.

Сегодня, в условиях кризиса, всем нужно сосредоточиться на том, что действительно важно. Если в районе проблемы с газификацией, водоснабжением, не работает уличное освещение, и нет тротуаров, то в первую очередь нужно решать именно эти задачи. А не строить в центре районной станицы парк с фонтаном стоимостью в несколько десятков миллионов рублей.

Каждый глава муниципалитета должен это понимать, и опираться в своей работе в первую очередь на интересы жителей, учитывать их мнение и потребности. Общественность – ваш лучший антикризисный менеджер. Оценка земляков должна быть для главы важнее всего остального.

Уважаемые коллеги!

Мы все понимаем, что только мощная, стабильная экономика обеспечивает успешное развитие социальной сферы, меняет к лучшему повседневную жизнь каждого жителя нашего края. Именно поэтому нам так важно сохранить и приумножить наши экономические достижения.

Особо подчеркну – в этом году мы ни в коей мере не ущемим социальную сферу. Несмотря на экономические сложности – в приоритете у края полное и своевременное исполнение "майских" Указов Президента России. 

Мы, безусловно, продолжим работу по увеличению заработной платы в социальной сфере. Врачи и педагоги – это люди, о которых мы будем заботиться в первую очередь. Сегодня наши учителя в среднем зарабатывают около 28 тысяч рублей, врачи – 34 тысячи, это на 10% больше, чем в прошлом году. И темпы повышения зарплат мы не снизим!

Продолжим решать проблему доступности дошкольного образования. Актуальная очередь в детские сады Кубани сегодня составляет 27 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет. В прошлом году в крае было создано 9,5 тысяч мест в детских садах. В текущем году мы введём в эксплуатацию еще почти 10 тысяч мест. Это 22 новых детских сада, вариативные формы обучения, пристройки.

При этом количество новорождённых в крае постоянно растёт – и это главное наше достижение. В 2014 году родилось на три тысячи триста детей больше, чем в 2013. И скоро им понадобятся просторные, оборудованные по всем стандартам, детские сады. Значит, будем изыскивать любые резервы.

Важнейшая сфера – это здравоохранение. На её развитие мы ежегодно направляем беспрецедентные средства – в этом году 40 миллиардов рублей. И здесь ключевой момент – это эффективное использование этих денег. Сейчас по всему краю проводится работа по оптимизации затрат в сфере здравоохранения. В первую очередь, это касается реорганизации неэффективных и невостребованных мед. учреждений и присоединение их к более мощным организациям – к тем, где есть современная техника, опытные врачи, где люди могут получить качественную медицинскую помощь.

 

Люди на местах болезненно воспринимают известие о том, что их поселковые больницы расформировывают. Поэтому по каждому конкретному случаю реорганизации мед. учреждения глава должен принимать решение только после обсуждения ситуации с жителями, опираясь на их мнение. И прошу усилить контроль за распределением средств из фонда оплаты труда мед. персонала в районных больницах. Чтобы не было как в прошлом году – когда за финансовые злоупотребления были уволены 11 главных врачей.

 

К сожалению, создать больницу 21 века в каждой станице или хуторе – невозможно. Но мы приложим все усилия, чтобы и в городах, и на селе людям были доступны все виды медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной. Одним из инструментов решения этой задачи является институт врачей общей практики. Один такой врач способен обеспечить медицинской помощью 80 процентов жителей конкретного населённого пункта. Сейчас в крае работает почти 200 врачей общей практики, постоянно растёт число обращений к ним. Поэтому до 2017 года на Кубани будут построены и введены в эксплуатацию ещё 100 офисов врачей общей практики.

 

Также важнейшая мера профилактики заболеваний – это обязательная диспансеризация жителей края. В прошлом году было обследовано порядка миллиона кубанцев, в этом году будет обследовано почти всё взрослое население. В первую очередь – инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны. Также в крае продолжится развитие проекта "Поликлиники на колёсах". Это уникальная возможность для жителей отдалённых хуторов и станиц получить высокотехнологичное обследование и консультации опытных краевых врачей. Под жёстким контролем продолжим держать ситуацию на рынке лекарств, следить за их доступностью, качеством и ценой.

В прежнем объеме останется поддержка социально незащищённых категорий – инвалидов, детей-сирот, многодетных и малоимущих семей. Сохранятся социальные выплаты педагогам и врачам, проживающих в сельской местности, по возмещению части затрат на коммунальные услуги.

Также в условиях кризиса будет пристальный контроль за соблюдением трудовых прав жителей края. Любой случай массового увольнения работников станет поводом для детального разбирательства, личных встреч с собственниками компаний.

Коллеги! Задача власти любого уровня служить людям, помогать им решать проблемы, отстаивать их интересы. Напоминаю, если кто-то забыл об этом. Сегодня в мой адрес ежедневно поступает примерно 300 обращений от жителей края. В основном, они касаются бытовых проблем, устройства в детские сады, качества услуг ЖКХ, получения социальных льгот. Многие из вопросов легко могли бы решить на местах – главы поселений, районные власти. Но по какой-то причине не решают. Я прошу глав муниципалитетов больше внимания уделять общению с жителями, проводить встречи, регулярно собирать наказы. 

Впереди непростой период. На фоне постоянно дорожающих продуктов, лекарств, услуг ЖКХ, товаров первой необходимости люди будут испытывать серьёзный стресс. И любая ваша недоработка, халатность подчинённых, проявленное ими равнодушие или даже хамство – это прямая угроза социальной стабильности в крае, его безопасности. От каждого руководителя сегодня требуется максимум эффективности и дисциплины. Необходимо настраивать свою команду на результат и строго спрашивать за невыполнение поручений.

 

Люди только тогда поверят, что Кубань способна выдержать кризис, когда увидят конкретные перемены к лучшему у себя в подъезде, во дворе, на улице. Когда увидят, что, несмотря на санкции и колебания валют, в их городе или станице полный порядок – дворники работают, дороги асфальтируются, тротуары строятся, везде чистота и уют. Берите пример с Геленджика, который своей чистотой и ухоженностью прославился на всю Россию. Ведь не случилось же это за один день?! Чтобы люди не бросали мусор мимо мусорных баков у себя во дворе – нужно было провести с ними огромную работу.

 

Или же пример Новороссийска – где во время недавних снегопадов мэр вместо планёрки отправил на расчистку тротуаров всю администрацию города. При таком отношении власти к своему городу и жители быстрее подтягиваются, тоже берут лопаты и помогают убирать снег.

Коллеги! В социологии есть теория "разбитых окон". Суть её в том, что преступность – это социальная эпидемия, которая возникает из-за отсутствия порядка на улицах. Если в здании долгое время не стеклить разбитое окно, то люди вскоре решат, что властям на всё наплевать, и никто здесь ни за что не отвечает. В итоге – разобьют стёкла и в остальных окнах.

Любой брошенный на чистой улице окурок, переполненные мусором урны – это своеобразный сигнал о том, что в городе нет хозяина, что здесь можно творить беспорядки.

Эту теорию в своё время на практике проверили власти Нью-Йорка. Было экспериментальным путём доказано – когда на улицах города порядок и чистота, то и люди ведут себя культурнее. Нам с вами не надо далеко ходить за примерами – вспомните разруху 90-х и тогдашний разгул криминала в стране. Это значит, что в кризисные времена нужно в разы тщательнее следить за порядком и чистотой, уделять больше внимания благоустройству городов и станиц.

Знаете, у нас часто любят кивать на Европу. Дескать, там везде чисто, комфортно, высокий уровень жизни, на полках магазинов изобилие, какое нам и не снилось. Я тоже обеими руками "за", чтобы ориентироваться на лучшие международные стандарты.

Вот только не надо при этом забывать: если хочешь жить "как в Европе", нужно и работать, как там работают. Да и подход к жизни тоже нужно менять – научиться, наконец, относиться к своему городу, станице, улице как к родному дому, о котором тоже надо заботиться. Кризис, он ведь, как и разруха – прежде всего, в головах.

Завершая свое выступление, ещё раз хочу акцентировать внимание на том, что край в новых условиях обязан не просто сохранить набранный темп в развитии, но и остаться одним из опорных регионов России. Призываю всех максимально мобилизоваться, настроиться на режим экономии, но всё намеченное обязательно выполнить.

 

Уверен, нам хватит "запаса прочности". Мы до этого решали трудные задачи. Решим их и сейчас!

Экспертная Группа по мониторингу внедрения Стандарта в Краснодарском крае

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ